Зачем мне
исповедоваться?

И как подготовиться к исповеди
Как исправить свои неисправимые ошибки?
епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон
Наш народ, исторически принадлежащий к Православной Церкви, в основном крещен. Большинство людей после смерти отпевают в храме священники, то есть жизнь большинства начинается в лоне Церкви и заканчивается в ней же. Но часто сама их жизнь проходит вне храма. Это происходит потому, что люди не знают, как нужно каяться в грехах, не знают, что такое грех.

Люди не знают о Любви Божией, которая может очистить их душу от любого самого страшного и тяжелого греха. Веря в Бога, они не верят в Любовь. Зная праздники и время постов, они не знают самого главного – того, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8).
Здесь, на земле, мы можем жить, как в Раю!
Они не знают, что Он пришел на землю, чтобы очистить нас от греховной скверны, что Он взял наши грехи на Себя и уничтожил их силу. Грех обретает силу, только когда мы соглашаемся с ним. Если же мы противостоим греху, он бессилен. И у каждого человека есть возможность избежать греха, Бог может дать ему силу избавиться от власти дьявола и жить здесь, на земле, как в Раю, исполняясь радостью, светом и умножая даруемую ему благодать. Эту силу, это знание, эту возможность человек получает тогда, когда делает решительный шаг – приходит на исповедь.
далее...
Грех – это нарушение заповедей Божиих, непослушание Богу, отступление от Христа, а значит – совершение действий, которые приносят душе вред.

Многие рассуждают так: «Какие у меня грехи? Я не жадный, не пью, никого не убивал. Я не такой злой, как мой начальник. Не такой невежественный, как наш дворник. Иногда хожу в церковь. Особых грехов-то нет. В чем каяться? Ну, были в молодости какие-то грехи, но это в молодости. Кто в молодости не грешил? А сейчас особой нужды в исповеди я не чувствую...» Хочу сказать всем этим людям: дорогие друзья, к сожалению, вы даже не представляете, в какой степени грех обладает вами, в какой степени зло имеет власть над вашей душой. Вы видите только листики на якобы маленьком греховном росточке вашей души, но у него есть еще и глубочайшие корни. И чтобы уничтожить в себе грех, чтобы он больше не опутывал душу своими побегами, вам нужно обязательно задуматься о своей жизни, вспомнить все то, что вы сделали когда-то, покаяться.

Не знаю, замечали ли вы такую закономерность. Совершишь грех – и гадко становится на душе! Теряешь свободу, сгущается тьма, места себе не находишь… Потерпишь немного, подождешь, – грех забывается. Становится светлее, снова чувствуешь себя свободным! Кажется: зачем каяться, зачем идти на исповедь?! Это все священники придумали! Забыть и не беспокоиться!

После КАЖДОГО совершённого греха меняется сознание. Эти изменения сознания становятся НЕОБРАТИМЫМИ, если грех не очищается покаянием и стремлением к исправлению жизни. Ты привыкаешь ко греху, как принюхиваются к дурному запаху, и уже его не замечаешь. После каждого нераскаянного греха ты все больше погружаешься во тьму, все больше теряешь свободу, но перестаешь это замечать.
Радость покаяния
Покаяние – это «второе крещение». В Покаянии возобновляется тот благодатный дар, который Бог дает нам при Крещении и Миропомазании. В Покаянии вы соединяетесь с Церковью, становитесь членом Церкви, той Церкви, в которой пребывают святые. Вы сами становитесь святым, потому что святые – это не какие-то от рождения совершенные люди, а покаявшиеся грешники. Вы можете стать одним из них. Когда вы ощутите радость покаяния, радость быть чистым, радость иметь добрую совесть, если вы когда-нибудь сподобитесь этого величайшего дара, – я думаю, вы будете стараться чаще приходить на исповедь. Хотя дьявол будет этому мешать: то времени станет не хватать, то желание исповедаться исчезнет, то еще что-то помешает – будут вдруг появляться разные дела, заботы, какие-то даже физические препятствия... Будете откладывать с разу на раз, потом соберетесь, порадуетесь, что пришли, наконец, в храм на исповедь, – а исповеди в этот день не будет. Такое тоже случается. Это всё дьявольские штучки, он изобретатель на всякого рода зло. Но с молитвой к Богу нужно обязательно стремиться к тому, чтобы ваша исповедь совершалась регулярно. Тогда, раз от раза, от каждой предыдущей исповеди к последующей, вы будете восходить по духовной лестнице совершенства, восходить к Царству Небесному.
Как начать разговор со священником?
Обратитесь к священнику так: «Батюшка, я никогда не исповедовался», или «Я исповедовался очень давно», или «Мне нужно серьезно поговорить об исповеди, я многого не понимаю. Не могли бы Вы уделить мне время, скажите, когда можно подойти? Я отпрошусь с работы, приду, если нужно, поздно вечером или в воскресный день. Уделите мне, пожалуйста, полчаса вашего времени. И мне бы не хотелось, чтобы нас слышали другие люди». Как батюшка скажет, так и нужно будет поступить. Если священник ответит, что он очень занят и не сможет найти для вас время, нужно искать другого.

Подробнее о священниках...
Протоиерей Алексий Батаногов:

«...Исповедь - это не просто признание своих грехов, это перемена ума, внутренне изменение... »


Узнать как встретиться и лично пообщаться с отцом Алексием Вы можете здесь.
Протоиерей Алексий Батаногов: «Исповедоваться нужно, чтобы стать другими человеком»
Таинство Исповеди
Перед тем как вы начнете называть свои грехи на исповеди, священник прочитает молитвы. И по-славянски скажет слова, которые на русский язык можно перевести так: «Здесь, чадо, Христос невидимо стоит, принимая твою исповедь, не стыдись, не бойся и ничего не скрывай от меня. Не оправдываясь и не смущаясь, скажи все, чем согрешил, чтобы принять прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Здесь крест, Евангелие, икона Его перед нами, Он Сам невидимо стоит, принимая твою исповедь, а я только свидетель, да свидетельствую перед Ним обо всем, что скажешь. Если что скроешь – двойной грех будешь иметь. Будь внимателен – здесь духовная больница для твоего исцеления». Во время исповеди священник обычно стоит сбоку от кающегося, в знак того, что человек исповедуется не ему, а Богу. Вы стоите перед Богом и говорите Богу: «Господи, прости меня за то, что я сделал то-то и то-то. Прости меня за то, что я совершил такой-то грех». Каяться нужно в молитве, обращаясь к Богу. Священник стоит рядом и молится о вас. Но лучше в этот момент даже не смотреть на него, а обратить свой взор к Богу, Который предстоит пред вами в этом Таинстве. Исповедь – это не просто плач о содеянных грехах, это и твердое обещание исправиться. А как исправить свою жизнь? Об этом написано много книг. Но как даже самый хороший самоучитель игры на гитаре не заменит живого учителя, так и книги о духовной жизни не заменят вам совета духовного наставника. Когда вы закончите перечислять свои грехи, послушайте, что скажет батюшка. И помолитесь Богу, чтобы услышать именно то, что хочет ответить на вашу исповедь Сам Бог. Священник – это «водопроводный кран», из которого течет вода. Он не является источником воды. Благодать, которая через него проходит, от Бога. И весь секрет в том, что надо уметь правильно этот кран повернуть. Это означает, что к священнику нужно отнестись с доверием. Иногда и священники ошибаются, но Господь силен вразумить их и исправить ошибку. Мне порой трудно ответить что-то исповедующемуся, а иногда я говорю вещи, которым сам удивляюсь. И это не моя заслуга. Это заслуга того человека, который отнесся ко мне с верой, доверился благодати, которая почивает на священнослужителе.
Исповедь или беседа?
Нужно обязательно знать и помнить, что во время Таинства Исповеди перед вами невидимо предстоит Христос, в знак чего на аналое (высоком столике с покатой крышкой, у которого вы исповедуетесь) лежат крест и Евангелие. Вы каетесь в своих грехах прежде всего Ему, а не священнику, который является свидетелем вашего покаяния. Если вы не верите в то, что перед вами Христос, – тогда лучше не исповедоваться. В таком случае лучше просто поговорить со священником, попросите батюшку именно о беседе.

Во время беседы ничего не бойтесь, говорите смело всё как есть. Не бойтесь оскорбить батюшку своим неверием, не бойтесь открыть ему мысли, которые кажутся вам нехорошими, но убедительными и мучают вас. Нужно быть искренним и честным. Если вы чего-то не понимаете, так и скажите: «Я не понимаю, почему мне нельзя жить с женщиной, которую я люблю, не заключая брака?», или «Почему нужно рожать каждого ребенка, почему нельзя предохраняться?», или «Зачем нужно поститься?», или «Почему Бог, если Он есть, допускает столько страданий?», или «Как могут спастись люди, которые не знают о Христе?». Именно так, прямо и не смущаясь, задавайте батюшке все вопросы, какие у вас есть. Просите его объяснить вам, почему те или иные действия считаются в Церкви грехом. Можно даже задать вопросы, касающиеся самого священника (если он будет готов вам на них ответить): как Вы стали верующим? почему Вы убеждены, что Бог есть? как Вы поститесь? не трудно ли это? как Вы читаете молитвы? Обязательно расскажите батюшке о себе, о своем пути, о том, как вы верите в Бога, как вы Ему молитесь. Нужно откровенно, честно поговорить.

Возможно, священник вас не поймет. Тогда нужно искать другого. Священники хоть и одеты одинаково и похожи друг на друга внешне, в действительности все очень разные, как врачи разных специальностей, у каждого свои таланты, особенности и дарования. И надо найти своего батюшку, такого, которому вы сможете доверить себя, свою жизнь, своих близких, свои сокровенные тайны, планы... Кого вы будете слушаться так, как если бы вы слышали голос Божий.
Как не бояться исповедоваться?
Если вы никогда не исповедовались или исповедовались давно – не откладывайте исповедь, даже если вы совершили тяжелые грехи и не знаете, как избавиться от них. Не бойтесь говорить о самых тяжелых и постыдных грехах. Священник не будет относиться к вам хуже, если узнает ваши страшные тайны. Тех людей, которые покаялись в тяжелых грехах, я даже люблю больше, чем тех, кому якобы не в чем каяться. Потому что если человек по-настоящему кается в грехах, он совершает подвиг исправления своей жизни. И у меня возникает к нему ответное чувство сострадания и любви.

Священник не осудит вас и никому не расскажет о том, что вы говорили ему на исповеди. Если он это сделает, то перестанет быть священником, лишится благодати священства и будет извержен из сана. Священник сам грешный, и он понимает, как вам трудно бороться с грехом, особенно если до этой исповеди вы жили, не зная Бога. Батюшка посочувствует вам, поможет советом. Лучше побороть стыд и сказать о всех своих грехах на исповеди одному священнику, чем ожидать Страшного Суда, на котором сокрытые грехи откроются перед всеми.

Я сам, честно говоря, хотя исповедуюсь уже почти 40 лет, все равно всегда немного боюсь идти на исповедь. Что-то все время мешает. Наверное, это не «что-то», а «кто-то», тот лукавый и скверный дух, который понимает, что после исповеди он потеряет власть над нашей душой.
Священник Пётр Иванов: «Какие грехи надо нести на исповедь»
Священник Пётр Иванов:

«...Существует выражение "пойти на исповедь к батюшке". Оно не правильное! На исповедь мы приходим к Богу... »


Узнать как встретиться и лично пообщаться с отцом Петром Вы можете здесь.
Вы решились на первую исповедь:
как подготовиться?
Что полезно почитать?
На тему подготовки к исповеди можно почитать определенные книги, но брошюрами с различными списками грехов лучше не увлекаться, так как иногда в них появляются грехи, о которых нам с вами лучше не знать совсем. Порой в этих списках грехов появляются и явные глупости, например, «убивала комаров во время молитвы»… Или «ходила в парикмахерскую»… Не является грехом чревоугодия вкушение человеком пищи, когда он, будучи голоден, ест и благодарит за это Бога; не является грехом супружеская любовь, не нужно в этом каяться, не являются грехом дружеские шутки во время разговора, какие-то наши естественные потребности, в них также каяться не нужно… Здесь надо быть осторожными и не оцеживать комаров, а отслеживать тех верблюдов [1] , которых мы постоянно проглатываем, постоянно пускаем в свою душу, бороться со страшными грехами гордости, тщеславия, уныния, плотской нечистоты и прочими тяжелыми грехами, которые, может быть, не всегда выливаются в определенные поступки, но, тем не менее, все-таки проникают в нашу душу.

Я бы посоветовал вам почитать замечательную книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», где он объясняет, что означают для современного человека ветхозаветные заповеди [2] (те, которые все вы знаете: не убей, не укради и т. д.), и как понимать заповеди, данные нам Христом для блаженства [3] . Я думаю, у многих из вас откроются глаза и вы поймете, что ваша жизнь на самом деле преисполнена тяжелых грехов. Но знание об этом – не повод унывать, оно не должно пригнуть вас своей тяжестью к земле. Знание о своей глубокой испорченности должно обратить вас к Богу, привлечь ко Христу. Мы узнаём о грехах не только для того, чтобы скорбеть и плакать (это, конечно, очень нужно), но и для того, чтобы, узнав о своей греховной болезни, прийти к Врачу – Христу и получить исцеление. Господь может избавить вас от власти дьявола, освободить от того, что мучает вас и лежит невидимым, но тяжелым покровом на вашей душе.

[1] Ср.: Мф. 23, 24, 25: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и лукавства.
[2] См.: Исх. 20, 2 – 17.
[3] См.: Мф. 5, 3 – 12.

Как ничего не упустить при подготовке к исповеди?
Предположим, вы наконец-то решились покаяться в грехах на исповеди. Чтобы ничего из них не упустить и не забыть, очень хорошо перед этим вспомнить всю свою жизнь и составить список грехов. Список этот может быть подробным, а может представлять собой и краткий конспект или даже стенографическую запись. Перед исповедью не нужно поститься, но хорошо бы прочитать Евангелие, хотя бы одно из четырех, и сравнить свою жизнь с тем, что в нем написано. На исповеди следует говорить не только о том, в чем вас обличает ваша совесть, но и о том, что считает грехом Церковь, –– об этом можно почитать специальные книги или брошюры. Можно попросить священника, к которому вы пришли на исповедь, напомнить вам, какие бывают грехи. Если вам непонятно, почему тот или иной поступок считается грехом, обязательно спросите об этом священника.
Когда лучше приходить на исповедь?
На первую исповедь лучше всего прийти, предварительно договорившись со священником, чтобы батюшка мог уделить вам достаточно времени и внимания, никуда не торопился и имел бы возможность, в случае необходимости, еще и поговорить с вами, ответить на какие-то ваши недоумения и вопросы. Такая предварительная договоренность совсем, конечно же, необязательна, в храм можно прийти в любой день, но желательно предварительно все-таки узнать в расписании или у работников храма день и время совершения исповеди, так как где-то служат и исповедуют практически каждый день, а в каких-то храмах – лишь в выходные дни и по праздникам. Исповедь обычно совершается во время вечернего богослужения или сразу после него; совершается она иногда и утром во время Литургии (в разных храмах по-разному), что, на мой взгляд, не совсем правильно, а для первой исповеди Литургия и вовсе неподходящее время, так как священник исповедует на ней в первую очередь готовящихся к Таинству Причащения и, как правило, не имеет возможности выслушивать подробные исповеди. В храме Таинство Покаяния совершается обычно в каком-либо из боковых приделов; священник, принимая чью-то исповедь, стоит сбоку от аналоя, а чуть поодаль от него дожидаются своей очереди другие желающие исповедаться. Придя в храм, не бойтесь показаться ничего не знающими и не умеющими, ведь это ваши первые шаги к Богу, и даже если услышите замечание, что вы сделали что-то не то, – не смущайтесь, а примите его к сведению, предварительно переспросив насчет его правильности священника. Если же вам сделают замечание в грубой форме – также постарайтесь не смущаться и найти в себе мужество не сворачивать с избранного пути, ведь вы пришли в храм к Богу, а не к людям, которые, возможно, тоже лишь недавно воцерковились и еще не укрепились в благочестии.
Вопросы в помощь кающемуся
Это список вопросов, которые человек, готовящийся к исповеди, должен задать самому себе. Надо быть очень внимательным: здесь нет ничего несущественного. Надо спрашивать себя строго и отвечать откровенно, не пытаясь обмануть или успокоить свою совесть. Себя-то человек может обмануть, но Бог знает всю правду. Кто хочет очиститься от греха и начать новую жизнь, тот пусть тщательно исследует свою душу и постарается выявить все язвы, болячки и царапины. Это нужно для того, чтобы на исповеди вы могли указать на них Целителю Богу. Будьте внимательны, чтобы вам не отойти, не получив исцеления.

– Веруешь ли ты в Бога?
– Любишь ли Бога всем сердцем?
– Молишься ли ты Богу каждый день?
– Не отрекался ли от Бога?
– Не отступал ли от православной веры: не уклонялся ли в ереси, не обращался ли к иным религиям, сектам и т. д.?
– Не хулишь ли Бога?
– Заботишься ли о спасении своей души?
– Носишь ли крест на груди?
– Ходишь ли в церковь в воскресные дни и праздники?
– Причащаешься ли Святых Христовых Тайн?
– Ведешь ли себя в храме подобающим образом: не отвлекаешься ли, не разговариваешь ли и т. д.?
– Читаешь ли Евангелие?
– Соблюдаешь ли посты?
– Заботишься ли о том, чтобы побольше узнать о Боге, о Церкви?
– Не нарушаешь ли данных тобой обетов?
– Относишься ли с благоговением к святыням?
– Не поминаешь ли имени Божьего напрасно: в пустых речах, шутках, божбе?
– Любишь ли ближнего как самого себя?
– Не осуждаешь ли других людей?
– Помогаешь ли ближнему?
– Посещаешь ли больных?
– Подаешь ли милостыню?
– Не делаешь ли добрых дел напоказ?
– Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености?
– Почитаешь ли старших, родителей?
– Жена, слушаешься ли ты своего мужа?
– Муж, не обижаешь ли ты свою жену?
– Не имеешь ли с кем-то вражды?
– Не раздражаешь ли кого-нибудь своим дерзким поведением, необдуманными речами, не обижаешь ли шутками?
– Не обижаешь ли кого-нибудь?
– Не проклинаешь ли детей, близких?
– Не гневаешься ли?
– Не обижаешься ли?
– Не раздражаешься ли?
– Не воздаешь ли злом за зло?
– Не упрекаешь ли кого-либо?
– Не издеваешься ли над слабым и беспомощным?
– Любишь ли врагов своих?
– Прощаешь ли ближнему грехи?
– Молишься ли за тех, кто причиняет тебе зло?
– Воспитываешь ли детей в Боге: водишь ли их в храм к Исповеди и Причастию, учишь ли их молиться, учишь ли их закону Божию, читаешь ли с ними Евангелие?
– Молишься ли о своих близких, родственниках, наставниках и других людях – живых и усопших?
– Не живешь ли с кем-то без брака?
– Не изменяешь ли мужу (жене)?
– Не делаешь ли абортов?
– Не пользуешься ли какими-нибудь средствами против зачатия ребенка?
– Не даешь ли советов сделать аборт?
– Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями?
– Не участвуешь ли в иных телесных извращениях?
– Не читаешь ли непристойную литературу, не смотришь ли «эротических» фильмов, журналов и т.п.?
– Не поешь ли непристойных песен?
– Не сквернословишь ли?
– Не рассказываешь ли непристойных анекдотов?
– Не участвуешь ли в непристойных танцах?
– Не обольщаешь ли кого-либо нескромным поведением и одеждой?
– Не пьянствуешь ли?
– Не куришь ли?
– Не употребляешь ли наркотиков и т.п. средств?
– Не имеешь ли иных вредных привычек?
– Не играешь ли в карты и иные азартные игры?
– Не гадаешь ли на картах или по руке, или иным способом?
– Не веришь ли в приметы?
– Не обращаешься ли за помощью к колдунам, гадалкам, «бабкам», экстрасенсам, астрологам, гипнотизерам и иным служителям сатаны?
– Не занимаешься ли сам каким-либо колдовством: белой и черной магией, гипнозом, спиритизмом, заговорами, экстрасенсорным лечением и т. п.?
– Не гордишься ли?
– Не тщеславишься ли?
– Не превозносишься ли перед другими своими дарованиями?
– Не завидуешь ли?
– Не крадешь ли?
– Не берешь ли казенного?
– Не лжешь ли?
– Не лжесвидетельствуешь ли?
– Не лицемеришь ли?
– Не ленишься ли?
– Исполняешь ли свою работу добросовестно?
– Не мечтаешь ли попусту?
– Не читаешь ли пустых книжек?
– Не тратишь ли зря время свое и чужое?
– Употребляешь ли талант или способности, данные тебе от Бога, для труда во славу Божию?
– Не имеешь ли пристрастия к роскоши, вещам?
– Не имеешь ли пристрастия к деньгам?
– Не объедаешься ли?
– Не празднословишь ли?
– Не убиваешь ли напрасно животных?
– Несешь ли терпеливо свой крест и скорби, которые Господь посылает тебе за грехи и для твоего исправления?
– Не ропщешь ли на Бога?
Как правильно называть свои грехи на исповеди
На исповеди нужно каяться, перечисляя свои грехи. Иногда, приходя на исповедь, начинают рассказывать примерно следующее: «Я пришла вчера домой, меня встретил муж, который, как всегда, был выпивши, я сделала ему замечание и он стал на меня кричать, я рассердилась и ударила его по лицу. Я, конечно, неправильно поступила. Но что мне оставалось делать?..» Это не исповедь. Надо, чтобы исповедь была покаянием, а не рассказом о вашей жизни, да еще с попыткой оправдать свои грехи. Хотя есть люди, которые по своей простоте не умеют иначе каяться и, конечно же, духовник примет их исповедь и в такой форме, но все-таки правильнее будет сказать так: «Я злая, я очень раздражительная, я на своего мужа, когда он неправильно себя повел, разозлилась, ударила его по лицу. Я об этом очень сожалею, каюсь. Я попросила у него прощения и обещаю Богу, что больше никогда не буду так поступать». Вот как будет звучать, как мне кажется, правильная исповедь.

Часто люди помногу пишут в своих записках, слишком подробно о чем-то рассказывают, что не совсем правильно. Есть и другая крайность, тоже неправильная, когда человек просто перечисляет свои грехи отдельными словами: «Согрешила тщеславием, унынием, раздражением…» «Нарушала пост, плохие были у меня мысли», дети говорят «плохо себя вел…» Что значит «тщеславием»? Что значит «раздражением»? Что значит «плохие мысли»? Что значит «плохо себя вел»? Надо говорить не общими словами о страсти, которая действует в вас, она действует во всех, а о том, как эта страсть в вас проявляется. К примеру, правильней будет сказать не «я раздражалась на свою дочь», а «я свою дочь унизила, обозвала ее нехорошими словами, ударила…» Или, например, гордыня… В чем она проявляется, ваша гордыня? Вы унижаете других людей, смотрите на всех свысока, вы кому-то нагрубили, желая его унизить? То есть с одной стороны, исповедь не должна быть подробным рассказом всех обстоятельств какого-то дела, а должна быть покаянием в конкретных грехах, а с другой стороны, эти грехи не должны обозначаться одним словом.

У некоторых современных людей есть стремление найти точные названия всем своим грехам, а кто-то болезненно ищет узнать, какие еще есть грехи из тех, о которых он не знает. Некоторые, например, спрашивают, что такое «мшелоимство»? А что такое «скверноприбытчество»? А что такое…? Мне кажется, это неверно, грехи нужно называть теми словами, которые существуют в современном русском языке. Когда мы молимся, читаем утреннее и вечернее правило, то используем слова святых отцов, заимствуем их образы, и это правильно, так как мы учимся языку святых, учимся правильным отношениям с Богом, но когда мы каемся, надо, как мне кажется, каяться все-таки своими словами. Нужно сказать, к примеру, что не корыстолюбием вы согрешили, а, скажем, заискивали перед кем-то с целью получения денег, или что делали добро, желая, чтобы вам на него ответили тем же… Мы знаем, что есть восемь страстей, что есть заповеди, –– во всей нашей подверженности этим страстям, во всех нарушениях этих заповедей и нужно каяться.

В разных грехах нужно каяться по-разному. Есть такой род грехов, нечистых, скверных, в которых не нужно каяться подробно, но при этом надо дать понять священнику, что с вами произошло, потому что часто об этих грехах говорят только общими словами, скрывая за ними страшное искажение отношений между мужчиной и женщиной. Нельзя просто сказать: «У меня есть блудная страсть». Нужно все-таки пояснить, в чем она проявляется. Не нужно вспоминать подробности этих скверных грехов, но сказать так, чтобы священник понял степень этого греха, –– необходимо. Покаявшись, наоборот, нужно помнить, что в вас есть эта злая страсть, избегать ситуаций, когда она может проявиться, – но при этом гнать от себя воспоминания о совершенных грехах. А вот о содеянных грехах гордости безумной, тщеславия, воровства, унижения других людей – нужно обязательно помнить и даже приводить их себе на память, особенно когда у нас появляются тщеславные помыслы.
Исповедался – что дальше?
После того, как вы выслушаете слова священника в ответ на перечисленные вами грехи, вы можете встать на колени (лучше сделать именно так) или просто наклонить голову. Священник накроет вас епитрахилью (так называется часть облачения священника) и прочитает молитву. Иногда священники читают краткую молитву, иногда более полную. Именно в этот момент Бог прощает вам ваши грехи. В это время нужно особенно усердно молиться – обещать исправиться и просить у Бога для этого сил. Затем нужно встать с колен и поцеловать лежащие перед вами на аналое крест и Евангелие – этим вы дадите торжественное обещание, обет Богу не повторять тех грехов, в которых только что покаялись. Нужно отнестись к этому очень ответственно, начать следить за собой, чтобы не отступать от своего обещания не грешить. Если это не получится, нужно будет снова и снова каяться, и каяться с еще более глубоким покаянным чувством, потому что вновь совершенный грех требует сугубого покаяния. Надо обязательно сказать священнику, что вы снова впали в какой-то грех и вновь просите прощения у Бога. Это очень важно – покаявшись, дать обещание Богу не повторять тех грехов, в которых вы покаялись и попросить у Бога сил для исполнения этого обещания. Это обещание сродни тем обетам, которые даются человеком или его восприемниками при совершении Таинства Крещения, и обетам, произносимым при пострижении в монашество. Это возобновление тех крещальных обетов, которые вы не смогли исполнить, недаром исповедь называют еще и «вторым крещением». При пострижении в монашество на все вопросы дается такой ответ: «Ей (да), Богу содействующу». Так и после исповеди, целуя крест и Евангелие, осознавая свою немощь, мы все свое упование возлагаем на Бога.
Как вести себя после исповеди
Дорогие друзья, вы должны знать, что, целуя крест и Евангелие, вы не просто прикладываетесь к святыне, а возобновляете свои крещальные обеты, которые вы нарушили, совершив те или иные грехи. Вы даете торжественное обещание Богу не повторять то, в чем каялись на исповеди. После Таинства вы должны обязательно хранить себя от греха, вы должны, целуя крест и Евангелие, обрести в своей душе решимость бороться с грехом безжалостно. Грех пропитал душу, и исторгнуть его можно только с кровью, причиняя боль душе, которая срослась с грехом. Конечно, если вы исписали своими грехами целую тетрадь, вряд ли у вас получится избавиться от всего сразу, но надо выбрать хотя бы один из грехов, хотя бы два каких-то направления борьбы со страстями. Если вы будете так делать на каждой исповеди, то постепенно душа очиститься от грехов. Делать это, дорогие братья и сестры, нужно обязательно.

У некоторых иногда возникает вопрос: что делать, если повторяешь одни и те же грехи, если не получается исправляться и приходится каяться в одном и том же? Я думаю, что это наша общая беда. Мы каемся и снова грешим, но снова нужно каяться, и вновь начинать, и опять пытаться, только делать это нужно усердно, мои дорогие!.. Как спортсмен, который, когда берет высоту, сначала сбивает планку, вновь устанавливает ее и опять сбивает, еще раз прыгает и снова не добивается успеха, а потом раз – и перепрыгивает. В моей жизни, во всяком случае, такое происходило довольно часто. Я долго не мог справиться с каким-то грехом, просил Бога, старался, – и Господь избавлял меня от этой страсти.

Спрашивают также и о том, что делать, если на исповеди не чувствуешь покаяния в содеянных грехах? Должно быть не чувство (хотя хорошо, если оно есть), а должно быть намерение, волеизъявление исправить грехи. Если на исповеди мы плакали, чувствовали свои грехи, а после опять начали грешить, – это плохая исповедь, а если мы ничего не чувствовали, но грехи потом не повторяли, – это исповедь хорошая. Вообще искать каких-то чувств в Таинствах – неправильно. Наши чувства должны идти вслед за намерением исправиться, и не всегда они приходят сразу, не всегда что-то чувствует наше сердце, искаженное грехом. Бывает, что мы не чувствуем ужаса от содеянного греха, но все равно нужно в нем каяться, если умом мы понимаем его тяжесть. Наши чувства нам не подчиняются, они вышли из-под контроля нашего ума, ведь мы грешные люди, и нужно жить, к сожалению, в некоем внутреннем безобразии, особенно из-за этого не смущаться, а в этом каяться и пытаться привести свои чувства в порядок с помощью покаяния.
Епископ Пантелеимон: как правильно подготовиться к исповеди
Как получить совет священника?
Итак, предположим, вы подготовились к исповеди, покаялись, священник читает вам разрешительную молитву – и ничего не говорит. Вы вправе, дорогие друзья, спросить у него: «Батюшка! А с каким грехом мне нужно особенно бороться? Батюшка! Что посоветуете, чтобы я не повторяла этого греха?», – но быть при этом готовыми исполнить всё, что он вам скажет. Почему нужно это сделать? Потому что духовные люди обычно очень скромные, кроткие, смиренные, они искренне считают, что ничему не могут вас научить. Но если вы у них что-то спросите, они будут вынуждены вам ответить. По-настоящему духовные люди, великие старцы, никогда не лезли вперед, они подвизались где-нибудь в пустыне, в лесу, молились Богу за весь мир, считая себя недостойными чему-то учить. Поэтому для того, чтобы получить наставление, надо обязательно задать батюшке вопрос и перед этим помолиться, чтобы он ответил именно то, что полезно для вас, и быть готовыми это исполнить. Но если у вас есть духовник, а вы по каким-то причинам вынуждены исповедоваться у незнакомого батюшки, или не готовы послушаться того священника, у которого исповедуетесь сейчас, – не надо ничего спрашивать.
Родителям о детской исповеди
С одной стороны, нельзя использовать Таинство как средство воспитания. «Батюшка! Скажите моему ребенку, чтобы он слушался маму». А ребенку, в свою очередь, говорят: «Ты на исповеди скажи, что маму не слушался». В результате ребенок подходит и перечисляет не свои настоящие грехи, не то, что он ощущает, а то, что ему велели сообщить взрослые. «Не слушался маму», «получил двойку», «поздно лег спать», «ничего не кушал за столом, не люблю манную кашу…» Знаете, это не самое главное в его жизни. Конечно, дети сами до конца не могут осознать своих грехов, но с них этого Бог и не требует. Если, например, вы заметили, что ребенок сделал что-то страшное: украл, поднял руку на мать, жестоко подрался с братом или сестренкой, тогда ему нужно сказать: «Это тяжелый грех. Тебе нужно обязательно сказать о нем на исповеди». Но заставлять его каяться во всякой ерунде – неправильно. Хорошо было бы, если вы идете на исповедь с ребенком, первым подойти к священнику и рассказать ему о том, что произошло с вашим чадом за последнее время (потому что ребенок не всегда сумеет это вспомнить, иногда может скрыть что-то от священника), сообщить о его проблемах и трудностях, – тогда исповедь может быть более глубокой, священник будет лучше понимать вашего ребенка. Далеко не все священники читают в душах людей как в открытых книгах и им ваша подсказка будет очень полезна .
Хорошо ли, чтобы у мужа и жены был один духовник?
Конечно, это очень хорошо и это очень правильно, потому что иногда между мужем и женой возникают разногласия, и их духовники дают им разные благословения: в отношении поста, молитвенного правила, частоты причащения, воспитания детей и т. п. Поэтому лучше, чтобы у них был один духовник. Иногда у супругов духовники разные, но находящиеся в духовном общении: например, муж исповедуется у духовника, а жена –– у духовного чада этого духовника или у друга этого священника. Здесь меньше опасности, что разногласия между мужем и женой не будут улажены, хотя она все равно есть, а если они исповедуются у разных священников, тогда опасность очень большая, в такой ситуации кому-то, может быть, надо поступиться своими интересами и желаниями и начать исповедоваться у духовника жены или мужа. Хотя я знаю случаи, когда всё между супругами устраивалось мирно, хотя у них были разные духовники. Всё устраивается, если стараешься смиряться.
Made on
Tilda