КАК ПОПРОСИТЬ БОГА О ПОМОЩИ

Что мы знаем о Боге?
Как научиться молиться?
Как понимать Евангелие?
Язык, на котором люди говорят с Богом
епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

В моей жизни был один эпизод, о котором я не хотел бы подробно рассказывать. В общем, я попал в беду, и беда была серьезная. Я сам был в этом виноват. И вот, мне надо было быстро бежать, чтобы меня не догнали. Я бежал и просил сам не знаю Кого, чтобы Он мне помог.

Он помог и я убежал. Я убежал, и вся эта история не имела потом в моей жизни никаких последствий, что кончено было чудом, потому что это могло кончиться для меня очень печально, и след остался бы на всю жизнь потом.
Чтобы попросить Бога о
чём-то, нужно с Ним хотя бы немного познакомиться
Но прошло немного времени и это мое первое обращение к Богу забылось. Я опять перестал в Него верить, перестал Его о чем-либо просить. Уже позже, когда вера коснулась моего сердца, я стал просить Его уже регулярно. И, должен честно сказать, что не всегда был услышан.

Помню, как на кухне коммунальной я встал на колени, лбом уперся о кухонный столик, и не просил, а требовал от Него, чтобы Он наконец-то открылся мне и явил Себя. Ответом было полное молчание...
далее...
Бог отвечает не так, как мы ожидаем. Бог – это не просто тянуть какой-то жребий с записанными бумажками «да» или «нет». Он не скажет ни «да», ни «нет», а скажет по-другому. Бог может ответить так, чтобы вывести нас из условий, в которые нас поставила та или иная проблема, и нам не нужно будет отвечать на наши вопросы.

Бог действует в каждой человеческой душе, и каждая душа, как бы она ни была закрыта грехом, для Него открыта. Он иногда отвечает тем, что просто снимает наши вопросы. Иногда приходит мысль, я думаю, что от Него, конечно. И эта мысль вдруг поясняет то, что мы хотели бы очень понять. И оказывается, что надо задать вопрос по-другому. Оказывается, что и вопроса нет. В моей жизни так часто бывало, что получив ответ на какой-то вопрос, я потом снова задавал следующий вопрос. Мое понимание мира, себя, Бога выходило на какой-то новый уровень, - и Бог снова отвечал.

Но нужно помнить, конечно, что отношения с Богом не могут быть похожи на отношения с продавщицей в магазине: я молился, я спросил – мне ответили, я попросил, заплатил, сделал что-то: сделал поклон, прочитал три акафиста, поставил свечку, перестал курить, и Бог обязательно должен ответить на мой вопрос. Нет. Бог - Он не ровня нам. Мы не можем с ним строить отношения панибратски, мы не можем похлопать Его по плечу, не можем между делом потребовать ответа на какие-то свои вопрошания. Он Бог. Он – ДРУГОЙ. Не такой как мы.

Само слово «святой», которое мы прилагаем к Богу, означает «иной». Он совсем иной, чем все то, что есть в этом мире. Он иной, чем мы. Иной, чем солнце. Иной, чем наше понимание красоты, наше понимание любви и справедливости. И для того, чтобы понять его, услышать его, нам самим надо стать хотя бы немного иными - святыми, хотя бы чуть-чуть. И когда человек старается стать иным, другим, в чем-то подобным Богу, тогда у него получается с Богом беседовать. Тогда он начинает в тишине и в молчании слышать Его ответы, которые приходят иногда через слова других людей, приходят как неожиданное разрешение какой-то трудной ситуации или как ответ через какую-то книгу, или иным образом. Но вот жить в этом постоянном общении с Богом, конечно, нужно, важно и необходимо. И нельзя его о чем-то попросить, а потом о нем забыть. Можно жить с ним и тогда он сам будет давать тебе все то, что тебе нужно, и даже без твоих вопросов. Он сам знает твою нужду. Это не значит, что мы ни о чем не должны просить: кончено, мы можем попросить его, и должны выражать перед ним свои чувства, свои желания открывать, ожидая от него, что он сделает все, что полезно для нас, как он это понимает, а не так как мы. В этом случае можно надеяться на ответ.

Конечно, для того чтобы попросить Его о чем-то, нужно с Ним хотя бы немного познакомиться. Нужно узнать о том, как в Него веровали святые люди, которые жили прежде нас. Что они знали о нем? Он открывал себя особым людям, людям святым. Эти откровения записаны в Библии, об этих откровениях говорят жития святых. О том, как Он пришел на Землю и стал явным для всех, нам говорит Евангелие. И поэтому очень важно узнавать об этом из этих священных текстов: из Библии, Евангелия, из творений и житий святых. Очень важно узнавать об этом и постараться приложить это к своей жизни, постараться понять, как мне нужно жить, чтобы мне тоже стало явно то, что видели, ощущали они, что было им открыто. Как мне жить, чтобы тайна веры открылась мне, чтобы я к этой тайне приобщился?

Очень важно, конечно же, всегда помнить о том, что всякое дело нуждается в усилии, чтобы научиться. Ну, нельзя, скажем, сесть за рояль и сыграть какую-нибудь там симфонию Баха, какие-нибудь этюды Шопена, вряд ли получится. Чтобы научится играть на фортепиано, надо потратить долгие годы. Чтобы научится иностранному языку, нужно жить среди людей, которые этим языком владеют. Мы, живя среди людей, далеких от Бога, не владеем языком общения с Богом – этим языком владеют святые. И поэтому очень важно учить тексты, записанные святыми. Если мы учим английский язык, мы учим наизусть топики, читаем тексты на английском, слушаем, как говорят англичане, стараемся подражать их интонации. И эти тексты как бы входят в нас, и мы начинаем говорить по-английски.

Также и тексты молитв, которые нужно, конечно, обязательно читать, для того, чтобы научится языку, на котором нужно говорить с Богом. У этого языка есть свои правила. Они не подобны правилам грамматики, но они есть. Эти правила достаточно простые, все эти правила содержатся в одной молитве «Отче наш». Когда Христа – Бога, пришедшего на Землю, спросили: «Как нужно молиться?», - он сказал «Молись так» и прочитал молитву «Отче наш». Сама эта молитва есть учебник разговорного языка, с Богом, есть учебник молитвенного обращения к Богу. Сама последовательность прошений, семи прошений этой молитвы, объясняет, о чем нужно просить в начале, а потом в конце. Она учит, от кого мы должны обращаться к Богу: не от себя, а от всех людей, которые живут на Земле. Это очень важная и самая главная молитва, читать которую нужно каждый день.

Есть и другие молитвы, которые составлены святыми. Составители молитв, святые люди, не просто сидели, думали и записывали всё то, что им приходило в голову, выдумывали какие-то слова. Через них говорит Сам Бог. Когда человек молится, то Сам Бог помогает ему в молитве, и он молится в Духе Святом. Вот эти замечательные, удивительные слова, лучше глубже и мудрее самых прекрасных стихов. Эти слова преисполнены удивительной силы. Эти слова, в которых сокрыта глубочайшая мудрость, конечно, их нужно обязательно повторять, заучивать наизусть, читать их каждый день, чтобы они вошли в плоть вашей души. Это поможет нам научиться правильному общению с Богом, поможет нам освоить этот правильный язык, на котором можно с Богом говорить.

Молитва - это дыхание души, молитва – это жизнь будущего века. И если мы хотим войти в радость вечной жизни после смерти, мы должны уже здесь приобщиться к этой радости, ее полюбить. Для современного человека это не так просто. Но, если трудится, если стараться молиться всегда, если читать утром и вечером молитвенные правила, если ходить в храм по воскресеньям, тогда душа приобщится к этой радости. Той радости, ради которой многие мудрые святые люди оставляли мир, уходили в пещеры, чтобы ничто не мешало им молиться Богу. Приобщиться к этой радости можно и нужно. И конечно, это получится и у вас, если вы попробуете.
Протоиерей Андрей Ткачев:

«...Если Вы чувствуете, что Вам нужна помощь — зовите Бога, верьте Ему, расскажите, что Вас тревожит, и Он Вас услышит. Но, получив просимое, будьте готовы менять жизнь на встречу Ему... »
Протоиерей Андрей Ткачёв о том, как получить помощь от Бога
Священник Пётр Иванов: «Хотите увидеть чудо?»
Священник Пётр Иванов:

«...Бог постоянно стоит возле тебя и ждёт, что ты у Него что-то попросишь.
И Он обязательно тебе поможет во всём, что тебе действительно нужно...
»


Узнать как встретиться и лично пообщаться с отцом Петром Вы можете здесь.
О БОГЕ
Что нужно для счастья? Божии заповеди блаженства
На одной встрече с детьми, родителями и учителями я начал им рассказывать про заповеди, которые нам дал Бог. На встрече было 39 человек в возрасте от 8 до 60 лет. Все вместе они сумели назвать только 6 заповедей. В основном, это были ветхозаветные заповеди: «не убий», «не укради», «не завидуй». Я уже не удивляюсь тому, что почти никогда даже те люди, которые посещают церковь, не называют заповеди, о которых говорится в Евангелии. А ведь это заповеди, без исполнения которых невозможно настоящее счастье. Они так обычно и называются — заповеди, данные нам для достижения радости, счастья в высшей степени — БЛАЖЕНСТВА; или их называют кратко — ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА (см.: Мф. 5, 3 – 11). Удивительно! Все хотят быть счастливыми, а этих правил, данных Богом, Который открывает секрет достижения счастья, не знают и не выполняют!

Первая заповедь звучит непонятно. Я ее прочитал впервые в 10 классе, ничего не понял, но она мне показалась очень красивой, хотя и очень таинственной: БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ (Мф. 5, 3). С момента моего знакомства с ней прошло больше 45 лет, и я прочитал очень много, чтобы понять ее смысл, но не могу сказать, что понял до конца. Не могу сказать, что я ее исполнил. Хотя Господь, попуская скорби и болезни, и помогает нам выполнить ее. В этой заповеди Богом заложен очень глубокий смысл, и разные святые и мудрые люди по-разному объясняют его. Я постараюсь рассказать только о самом любимом мною толковании этой заповеди. Она говорит о том, что счастливы люди, чей дух — высшая часть души — не привязан ни к чему земному. Нищ от всего земного. Только тогда духу человека открывается Царство Небесное, высшая радость и совершенное счастье.


«Блаженны нищие духом!» Не «духовно нищие», а «нищие духом». Если мы чем-то обладаем, это «что-то» обладает нами. Если у тебя в руках два чемодана с вещами, ты не можешь на лугу собирать цветы. Не можешь взять за руку ребенка, не можешь никого обнять. Как-то в «Клубе кинопутешествий» я видел сюжет про то, как где-то в Африке, или Полинезии, ловят обезьян. В высушенной тыкве делают небольшую дырочку и кладут туда какое-нибудь обезьянье лакомство. Тыкву крепко привязывают к дереву. Обезьяна запускает руку в тыкву, но дырочка очень маленькая и обратно ее лапка с зажатой в кулачке приманкой не пролезает. Глупая обезьяна не разжимает руку даже тогда, когда видит охотников, которые ее ловят. Так и мы привязываемся духом к житейским радостям, и наша душа не хочет расстаться со своими привязанностями даже под угрозой смерти. Как нищие на улицах просят милостыню, так и человек, осознавший свою духовную недостаточность, просит милости и дара Духа у Бога. И он блажен, потому что Милостивый Бог «даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11, 13). Чаще всего, когда объясняют смысл слов «нищие духом», говорят, что это – смиренные; те, кто видят свою нищету, свою недостаточность. Святые отцы говорят, что если ты увидел свои грехи, как песок морской, — ты положил начало своему спасению. Вот как они объясняют, почему путь к настоящему счастью начинается с исполнения этой заповеди.

Как научиться любить Бога
Новозаветные заповеди отличаются от 10 ветхозаветных своей формой. Если в Ветхом Завете заповеди — это требование, почти приказ — «не убий!», не укради!», «помни!», то в Новом Завете Бог призывает нас, но не требует. Он не говорит: «будьте нищи духом!», «плачьте!», «будьте милостивы!». Он говорит о счастье тех, кто исполняет Его слова. Есть в Евангелии место, где Он говорит о горе тем, кто не слушает Его: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… » (Мф. 23, 13). Чтобы выполнить приказ, нужно усилие воли. За неисполнение приказа может грозить наказание. А как отозваться на призыв? Не страх, а любовь ко Христу может помочь. Как научиться этой любви? Не любви к ближнему, которого ты видишь; о нуждах, которого ты знаешь; а любви к Богу? Заповедь о любви к Богу больше, чем заповедь о любви к ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф 27, 37-38). Как полюбить Того, Кого ты не видишь? Того, Кто не нуждается ни в чем? Это не любовь-жалость, не любовь-сострадание; а любовь-преклонение, любовь-восхищение. Чтобы любить, надо знать Того, Кого ты любишь. Как можно говорить о любви к Богу тем, кому неведом Христос? Бог словами одного великого русского святого обращается к тем, кто не хочет знать Его:

Почему ты, человек, Меня оставил?

Почему от тебя Возлюбившего отвратился.

Почему снова пристал к врагу Моему?

Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел.

Вспомни, что ради тебя Я Плотью был.

Вспомни, что ради тебя Я от Девы родился.

Вспомни, что ради тебя Я был Младенцем.

Вспомни, что ради тебя Я смирился.

Вспомни, что ради тебя Я обнищал.

Вспомни, что ради тебя Я на земле пожил.

Вспомни, что ради тебя Я гонение претерпел.

Вспомни, что ради тебя Я злословие, поношение, поругание, бесчестие, раны,

заплевание, заушение, насмешки, оскорбительные, соединенные с насилием,

страдания принял.

Вспомни, что ради тебя Я «к злодеям причтен» (Лк 22:37).

Вспомни, что ради тебя Я поносною смертью умер.

Вспомни, что ради тебя Я погребен был.

<…>

Помощи ли ищешь?

Кто поможет, кроме Меня?

Врача ли ищешь?

Кто исцелит, кроме Меня?

Веселия ли ищешь?

Кто увеселит, кроме Меня?

Утешения ли в печали ищешь?

Кто утешит, кроме Меня?

Покоя ли ищешь?

У Меня обретешь покой душе твоей.

Мира ли ищешь?

Я есмь мир душевный.

Жизни ли ищешь?

У Меня источник жизни (см. Пс.35:10).

Света ли ищешь?

«Я— Свет миру» (Ин.8:12).

Истины ли ищешь?

Я — «Истина» (Ин 14:6).

Пути ли ищешь?

Я — «Путь» (Ин 14:6).

Вождя ли к небу ищешь?

Я Вождь верный.

Итак, почему не хочешь прийти ко Мне?

Приступить ли не смеешь?

К кому удобнее приступ?

Просить ли опасаешься?

Кому Я просящему с верою отказал?

Грехи ли не допускают тебя?

Я за грешников умер.

Смущает ли тебя множество грехов?

Более у Меня милосердия.

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).


Свт. Тихон Задонский. Откровение Господа. Христос грешную душу к себе призывает.
Текст приводится в сокращении.

Милосердие - выражение любви к Богу
Блудница принесла ко Христу драгоценное миро и отерла Его ноги своими волосами, а что можем мы?
Как мы можем выразить свою любовь к Богу?

Проповедь епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона в Великую Среду
Как узнать волю Божью? (+ видео)
ОТКРЫТЬ ВИДЕО

Воля Божья — это то, что Бог хочет нам открыть. Нам кажется, что воля Божья — некая тайна за семью печатями, и мы добиваемся ее узнать, а Бог хочет как-нибудь скрыть ее от нас.

На самом деле воля Божья — это то, что Бог хочет открыть нам и открывает. Не то, что мы живем, а есть некая воля Божья, которая является тайной и секретом, и мы потеем, стараемся узнать ее. Хотя, в каком-то смысле, может быть, Бог и хочет, чтобы мы решили трудную задачу, приложив усилия. Тем не менее воля Божья — это то, что открывается легко. И недоступна она нам, потому что мы отворачиваемся от нее.

Главным условием познания воли Божьей является отказ от своей собственной воли. Вот в чем смысл послушания. Вот почему ребенок должен слушаться своих родителей — он должен научиться отказываться от своей воли, невзирая на то, какие у него родители — благочестивые, неблагочестивые, умные, глупые. Почему жена должна слушаться мужа, невзирая ни на что? Я иногда спрашиваю женщин, когда они на исповедь приходят, пожилая женщина приходит, спрашиваю: как вы, слушаете мужа? «Ну вот, стану я этого старого дурака слушаться». Но какой бы он ни был — он же муж.

Когда учишься слушаться кого-то – учителя, мужа, родителя, духовника — ты отказываешься от воли своей.

Многие послушники уходили к очень строгим духовникам. И строгость их духовников восполняла их жажду страдания, жажду послушания, жажду засвидетельствовать перед Богом свою готовность даже до крови пострадать и отказаться от своей воли.

То есть начинать познание воли Божьей нужно с умения отказываться от своей воли. Если человек не умеет отказываться от своей воли, если она сохраняется у него, то никакие средства ему не помогут. Бог наоборот будет скрывать от него Свою волю. Потому что если он узнает Его волю – будет противиться ей. Как любящий Отец, Он не хочет нас подвергнуть более строгому наказанию за то, что мы знали, но не сделали. Он лучше это скроет от нас, чтобы мы не знали, чтобы меньше нас наказывать.

Если же человек отказывается от своей воли, то воля Божья открывается ему часто. Даже ребенок может возвестить Его волю. Он может узнать волю Божью из чтения Евангелия, из слов духовника. И – это самое важное, наверное, здесь – есть, конечно же, особые старцы, особые святые, которым открыта воля Божья. Явно открыта.

Таким старцем был отец Павел Троицкий, о котором, может быть, нужно будет как-то вам рассказать. Когда он был жив, мы получали от него письма, в которых было ясно написано: в этом воля Божья. Сделать то-то и то-то. Нет воли Божьей на этот брак. И мы знали, что это действительно так. И когда человек поступал по-другому, то с ним случались всякие несчастья, беды. Очень легко было узнавать волю Божью таким образом. Но и страшно. Потому что воля Божья вполне может противоречить нашей воле.

Но отец Павел не всегда открывал эту волю Божью своим посулом. Такая вот есть в Москве, в Зачатьевском монастыре, игуменья Иулиания. Когда-то она была Машей и работала медсестрой в отделении детской реанимации. И она решила выйти замуж. Ее благословил духовник, благословили родители, и она не спросила отца Павла, есть ли на это воля Божья. Она написала ему письмо, где сообщала о том, что происходит, и он ей написал: я буду за тебя молиться, но только ты своему мужу будущему не говори ничего обо мне. Он не написал, что есть воля Божья на этот брак. Она его не спросила, он и не написал. Потому что воля Божья открывается тому, кто ее ищет.

Ну, она очень мучилась, эта Маша. Мучилась и не знала, как ей быть. И написала все-таки письмо, хотя два раза у отца Павла нельзя было спрашивать одно и то же. Написала ему — есть ли воля Божья? Отец Павел ей ответил, что он долго молился Богу, он просит прощения у нее, у ее родителей, у ее духовника, он понимает, что он их очень расстроит, но воли Божьей на брак нет.

После этого она отказала своему жениху. И вот, после этого она стала спрашивать отца Павла, как ей дальше быть: можно ли ей знакомиться с молодыми людьми, можно ли думать о замужестве? И он ей написал: ты сама ни с кем не знакомься, но если что-то предложат, то можно поговорить об этом. В конце концов она его спросила, есть ли воля Божья ей вообще выходить замуж? И он ей написал, что вообще-то тебе воли Божьей выходить замуж нет. Почему? Потому что она должна была стать игуменьей Зачатьевского монастыря. Но открылось это не сразу.

И нам Бог не сразу открывает – это скорее не воля Божья, это более широкое понятие – наше предназначение, не сразу открывает наше будущее. Если бы кому-то из вас открылось все то, что придется претерпеть в жизни, вы, наверное, впали бы, может быть, в уныние какое-то или еще что-то. Так что это постепенно открывается.

И вообще, как яблоко едят по кусочкам, так и человек постепенно приобщается к духовной жизни. Но когда есть такой старец, то, конечно, волю Божью можно узнать. Когда такого старца нет, то тогда узнавать волю Божью помогает нам Евангелие, помогает нам духовник.

Почему вот мы говорим, что хорошо бы, чтобы был духовник. Я когда служил в Москве, то говорил нашим сестрам, которые учились у нас в училище, и они знали ответ на все недоуменные вопросы. Вот они спрашивали: «Что делать, если там вот то-то и то-то? А как поступить, если то-то и то-то случается?» Они всегда знали, что ответ такой: «Нужно спросить у духовника».

Но теперь здесь, в Смоленске, я мало знаю духовников и не могу вам сказать, что о чем-то нужно спросить у духовника. Как-то я стал в этом сомневаться в последнее время, что священник, у которого ты исповедуешься – не духовник, не духовный человек, а любой священник, у которого ты исповедуешься, – даст тебе ответ на этот вопрос. Поэтому я тоже так отвечать не советую, дорогие друзья.

Воля Божья узнается, исходя из того, что совершается. Вот если начинаем что-то делать, и это что-то получается, то мы верим, что есть воля Божья. Не получается — верим, что нет.

Но, конечно же, бывает так, что ты сначала думаешь, что воли Божьей нет, потом начинаешь думать, что все-таки есть. И потом опять. И, так бывает, много раз меняется твое мнение об этом. Поскольку мы люди не духовные, переменчивые, у нас от нашего настроения зависит решение, есть ли воля Божья на то или на другое.

Но одно нужно сказать, что узнавать волю Божью нужно учиться.

Отец Павел писал письма отцу Всеволоду Шпиллеру. И в этих письмах тоже очень часто писал: воля Божья есть на то-то, воли Божьей нет на это. И эти письма читал сын отца Всеволода Ян Всеволодович Шпиллер – дирижер такой был. И вот однажды он нашел такую книгу, которая называется «Илиотропион», и решил ее прочитать и уж научиться узнавать волю Божью.
А отец Павел ему написал, что воля Божья не узнается из книг, тем более молодому человеку воля Божья так не откроется.

Мы можем успокоится на том, дорогие друзья, что мы должны стремиться познавать волю Божью. Как ее познавать? Вот если нам предстоит что-то сделать, и мы не знаем, так поступить или нет — во-первых, нужно отвергнуться своей воли. Чтобы оба решения вопроса были мне абсолютно равнозначны. Жить или умирать, болеть или выздоравливать, выходить замуж или не выходить или еще какой-то другой вопрос мы должны от себя как-то отделить, не быть пристрастным ни к одному из этих решений.

И после этого усердно молиться Богу, чтобы Господь открыл Свою волю, чтобы Господь дал понять. И на что преклонится сердце, решить, что нужно именно так поступать.

Я не уверен, что мы всегда поступим по воле Божьей. Но все-таки в этом делании, отказе от своей воли, молитве к Богу, вспоминании каких-то Евангельских слов – в этом возникает некая опытность, некое умение различать, что плохо, а что хорошо. Но дается это не сразу — есть некий путь.

Чтобы узнать волю Божью, нужно прожить долгую жизнь, наверное, научиться отказываться от своей воли, научиться молиться. Тогда воля Божья откроется.

Но, конечно же, если мы хотим научиться исполнять волю Божью, еще очень важно — исполнять то, что уже нам известно как воля Божья.

Молиться по утрам есть воля Божья? А что же мы этого не делаем иногда? Есть воля Божья не гневаться? Но мы же часто гневаемся. Есть воля Божья поститься? Нельзя нарушать пост. Есть воля Божья не сидеть в интернете до середины ночи? Ясно, что есть воля Божья.

Если мы будем то, что нам уже известно, исполнять, тогда Господь, конечно же, откроет нам волю Божью и в других случаях. А если мы то, что нам известно, не делаем — то какая же это воля Божья?
И закончу эти пространные рассуждения о воле Божьей одним интересным случаем, который был у нас на Афоне. Мы как-то с отцом Владимиром Воробьевым и с отцом Анатолием Фроловым пошли из монастыря Заграф в монастырь Хиландар.

Спросили, какая туда дорога, выбрали неправильный путь и смело пошли по нему, думая, что мы находимся на правильном направлении. Нам встетился какой-то человек, одетый в мирскую одежду. Это был болгарский священник – там многие болгарские священники приезжают в монастырь немного подработать. Он спросил нас, куда мы идем, мы сказали, что в Хиландар. Он сказал, что мы не по той дороге идем, не успеем, монастырь закроют, и нам придется ночевать на улице. Нам надо вернуться обратно.

Но мы, совершенно уверенные, что идем по правильной дороге, потому что нам указали, стали говорить, что это не так, что мы идем туда, стали с ним спорить. А он хотел нам помочь и стал спрашивать: ну, как так? на что же вы надеетесь? И один из нас сказал: «Надеемся на волю Божью». И он нам на это ответил: «Какая дуракам воля Божья?»

Ну, дуракам – в смысле людям не смиренным. Дураки, конечно, разные бывают. Смиренный дурак лучше любого гордого умника.

Поэтому, конечно, если мы хотим узнать волю Божью, нужно напрягать свой ум, приобретать смирение и уметь отказываться от своей воли. Тогда, конечно, воля Божья обязательно откроется.
О МОЛИТВЕ
Бог слышит молитвы тех, кто помогает своим близким (+видео)
«Если мы, помогая кому-то в больнице или на улице, не обращаем внимание на человека, который находится рядом, мы лицемерим и пытаемся из гордости совершать великие дела, забывая о малом, но необходимом».

ОТКРЫТЬ ВИДЕО

Мне недавно, дорогие братья и сестры, подарили очень хорошую книгу, которую я всем вам рекомендую прочитать. Может быть, кто-то из вас ее уже читал. Это 6 том поучений старца Паисия: «Поучение о молитве». В этой книге есть замечательный рассказ о том, что такое молитва, что ей мешает и что нужно сделать, чтобы сердце согревалось молитвой. Чтобы сердце вышло из того состояния окаменения, в котором оно часто у нас находится.

Старец Паисий рассказывает, когда он жил в монастыре он помогал в трапезной. А в этом монастыре был один старый монах, который часто просил принести ему еду в келью, так как сам ходить в трапезную не мог. Когда старец Пасисий стал это делать, один брат который давно там жил стал ему говорить, что так делать нельзя, потому что он разбалует этого старого монаха. Раньше тот старый монах все время его просил то одно то другое и не давал помолиться в келье — все время стучал ему в стенку и говорил: «окажи любовь — принеси мне поесть, окажи любовь — накрой меня одеялом, окажи любовь — помоги повернуться, окажи любовь — принеси мне кирпич». Горячие кирпичи у них использовались вместо грелок в холодное время. Молодой монах пожаловался Паисию, что совсем в итоге не мог исполнять свое молитвенное правило, потому что старик его все время отвлекал. А старец Паисий на это говорит, что безумные слова говорил ему тот монах. Ведь в молитве он просил у Бога милости, обращался к нему, просил, а сам, когда Господь обращался к нему через немощного старика, он отказывал Богу и не хотел отзываться на Его призыв.

И еще один замечательный случай рассказывает старец Паисий, о том когда молитва начинает действовать. Когда Паисий был на Синае. Несколько лет не было дождя. И монахи много молились о ниспослании дождя, но его все не было. Однажды они работали в саду и бедуины помогали обрезать ветви у олив. Когда они закончили свою работу, монахи взяли себе для растопки толстые ветки, а тонки оставили. Бедуины стали просить эти тонкие ветки себе для того, чтобы разогревать еду. Но монахи им отказали. А на следующий день будущий старец Паисий, тогда наверно еще молодой монах, пожалел бедуинов и отдал им эти тонкие ветки. Тогда один из бедуинов сказал ему, что вечером будет дождь. И не успел Паисий войти в монастырь, как пошел обильный дождь. Старец Паисий пишет, что тогда Бог слышит на ши молитвы, когда мы слышим просьбы наших близких, когда мы им не отказываем в помощи.

Среди нас есть много людей, которые даже не слыша просьб о помощи идут туда, где эта помощь нужна — в детские дома, в интернаты, в больницы. Это, конечно, очень хорошо. Но нужно слышать просьбы и того человека, который находится рядом с тобой. От нас не требуется ходить по городу и искать людей, которым надо помогать. Есть люди, которые чувствуют к этому особое призвание и это хорошо. Но, конечно же, это дело далеко не для всех и от этого не зависит наше спасение. Но если мы не обращаем внимание на человека, который находится рядом, помогая кому-то в больнице или на улице, мы забываем, что наши близкие тоже нуждаются в нашей помощи. Нуждаются в утешении, нуждаются в добром слове, нуждаются в улыбке, нуждаются в ободрении, нуждаются в ответе на их вопросы, нуждаются в поддержке. Тогда мы лицемерим и пытаемся из гордости совершать какие-то великие дела, но забываем о самом малом, о том что необходимо.

Мы с вами живем одной общиной, живем одной семьей и мы с вами должны быть ближе друг к другу, чем наши родственники по плоти, которые не ходят в храм. Но к сожалению, нельзя сказать, чтобы эта любовь была между всеми нами. Есть у нас и ссоры, и осуждение, и недовольство друг другом. Мы не умеем друг друга любить. За это, прежде всего, нам нужно просить друг у друга прощения. Потому что ближе тех людей, которые сейчас собраны в храме, у нас никого нет. Конечно, у кого-то есть муж или жена, есть венчаный брак и малая церковь. Конечно, у многих есть дети. Но все-таки те люди, которые ходят с нами в храм, в одну общину, которые причащаются с нами из одной Чаши, которые молятся рядом с нами годами и видят дивные дела Божии, получают от Бога помощь, провожают родственников умерших, присутствуют на крещальных литургиях — эти люди для нас очень близкие. Мы должны думать о том, как им помочь, как их порадовать.

В 21 веке жизнь, конечно, не простая. Не простая жизнь в этом городе. И неизвестно что нас ждет дальше. Нас постигнут и скорби и трудности и если мы не будем друг друга любить, не будем друг о друге помнить, не будем друг друга радовать. Грош цена тогда всей нашей вере и грош цена всему нашему милосердию. Потому что если в душе осуждение, ирония и насмешка над другими. Если в душе нет теплоты, сострадания, сочувствия, нет радости от того, что вы вместе — тогда в ней нет любви. Любовь — это радость. Путь к этой радости трудный. Не всегда человек, который рядом, нас радует. Но нужно учиться этой радости, нужно молиться о ней. Увидеть в нем тот Образ Божий, который есть в каждом человеке.
«ОТЧЕ НАШ»: что стоит за словами молитвы
«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго»

Епископ Пантелеимон о молитве Отче наш (видео)

Тайная молитва

Кроме текста молитвы «Отче наш», Господь в Нагорной проповеди оставил нам учение о том, как нужно молиться: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне...» (Мф. 6, 6).

Домашняя молитва должна совершаться в одиночестве. Нужно уметь оставаться наедине с Богом. Некоторые супруги, начиная совместную жизнь, читают вечерние и утренние молитвы вместе. И получается, что они лишают себя тайной молитвы, той, о которой говорится в Евангелии. Наверное, можно иногда почитать правило вместе. В некоторых монастырях бывает общее правило, но его всегда должна дополнять келейная молитва. И если человек не находит в своей жизни времени, чтобы помолиться Богу втайне, значит он не исполняет заповедь, данную нам Христом. Домашняя, келейная молитва может быть разной. Это может быть чтение обычного правила, может быть чтение канонов, акафистов, может быть чтение Иисусовой молитвы. Когда мы собираемся вместе, чтобы помолиться в храме, мы молимся все вместе одними и теми же словами. Но, когда мы остаемся одни, мы можем выбрать ту молитву, которая больше помогает нам сосредоточиться и помнить о Боге. Мои слова не означают, что у нас вообще не должно быть молитвенного правила и что сегодня вечером мы можем почитать великое повечерие и сделать один поклон, а завтра можем сделать сто поклонов с Иисусовой молитвой. Нет. Нам, тем, кто не умеет молиться, какое-то правило все-таки нужно. Его необходимо выбрать вместе с духовником и придерживаться строго. Потому что совсем опустить правило могут только совершенные, святые люди. Некоторые из них вообще пребывают в безмолвии — есть такой вид молитвы, когда человек просто молчит перед Богом. Но мы нуждаемся в молитвенной азбуке. Нам нужно учиться читать по слогам — каждое утро и каждый вечер исполнять молитвенное правило, которое мы для себя определили.

Следующие слова в Нагорной проповеди тоже о том, как нужно молиться: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 7 – 8). Господь дает нам образец такой немногословной молитвы. Это молитва «Отче наш». Слова этой молитвы нельзя перевести на русский язык так, чтобы они сразу стали понятны, — в них вложен очень глубокий смысл, который нам, земным, плотским людям не всегда бывает доступен. Именно поэтому над этой молитвой нужно размышлять, чтобы понять, как и о чем заповедал нам молиться Господь.

Наш Отец

Начиная эту молитву, мы призываем Бога, называя Его Отцом. На Литургии, перед тем как петь «Отче наш», священник возглашает: «...и сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, сметь называть Тебя Небесного Бога Отцом» (так переводится с церковнославянского языка это прошение). Этими словами мы просим у Бога благословение на то, чтобы называть Его Отцом.

Смиренно, с покаянным чувством мы должны произносить эти первые слова Господней молитвы. Ведь когда мы подходим к Чаше, мы не называем себя «сын Божий Павел» или «дочь Божия Антонина», мы говорим «раб Божий Павел» и «раба Божия Антонина», а в молитве «Отче наш» — называем Бога Отцом.

Если вникнуть в эти слова, то понимаешь, что Бог не просто некое далекое и недоступное Существо, Которое не может понять наши беды и Которого мы все время просим о чем-то, как будто Он забыл о нас. Ведь так мы иногда думаем. Но в Священном Писании есть такие слова, где Господь говорит, что если и мать забудет свое грудное дитя, то Он нас не забудет. То есть Он любит нас больше, чем мать любит свое грудное дитя.

В словах «Отец наш Небесный» говорится о подлинном отцовстве. В них говорится об удивительной любви Божией к нам. Когда вспоминаешь об этой любви, становится легче жить, становится легче молиться. И еще, конечно, важно, что с самого начала этой молитвы Господь призывает нас молиться не только о себе, называя Бога «своим» Отцом, а призывает обращаться к Нему Отец «наш» — общий наш Отец. И мой Отец, и Отец китайца в Китае, и африканца в Африке, и бомжа, который ходит по улицам Москвы. Отец наш. Он Отец и тех, кто меня не любит, и тех, кого я считаю своими врагами, и Отец тех, кого я совсем не знаю.

Но, хотя мы и обращаемся к Богу как к Отцу, это не должно быть дерзостью, фамильярностью. Мы должны сохранять благоговейное отношение к Богу. Святые отцы говорят, что, когда человек молится Богу, он должен себя представлять некой «малой пиявицей», то есть каким-то маленьким насекомым. Наименование Бога Отцом не подразумевает, что мы можем похлопать Его по плечу. Нет, конечно. Должно сохраняться благоговение, страх Божий. Помня о том, что Он Отец наш, мы должны считать себя недостойными этой любви Божией. И если прийти в некое трезвое состояние ума, мы поймем и почувствуем, что так оно и есть.


Три общих прошения

Очень важна последовательность наших просьб, обращенных к Богу. Первое, о чем мы просим Бога, — чтобы святилось Его Имя. Это удивительные слова. Имя Божие, как говорили некоторые богословы в XX веке, это Сам Бог. Были такие люди, которых называли «имябожниками», и были другие, которые с ними не соглашались. Между теми и другими шла такая борьба, что дело доходило до рукопашных боев. На Афон был послан русский военный корабль, чтобы усмирить возмущение, которое там поднялось. Наверное, «имябожники» были не во всем правы, но их противники были не правы в еще большей степени. Имя Божие значит очень много. Это присутствие Бога в мире. Слова, которыми мы Бога называем: Вседержитель, Саваоф, Любовь, — это не просто слова. Имя Бога — это то, через что Бог являет Себя нам. К этому нужно очень благоговейно относиться и просить, чтобы присутствие Бога через Его Имя являлось и освящало наш мир. Мир, который устремился за Адамом, совершившим грех. Мы просим о том, чтобы этот мир не отворачивался, не уходил от Бога.

Потом мы молимся о том, чтобы пришло Царство Божие. Однажды я спросил студенток нашего училища, хотят ли они прямо сейчас оказаться в Царствии Божием? Они ответили мне: «Нет, владыка, мы еще пожить хотим!» Но тем не менее мы просим в молитве «Отче наш», чтобы пришло Царство Божие. Царство Божие — это ведь не обязательно смерть. Во время совершения Литургии приходит Царство Божие. Или когда мы встречаемся со святыми людьми — тоже приходит к нам Царство Божие. Оно является в нашей душе, когда мы читаем духовные книги. Оно может внезапно озарить нашу душу, наше сердце смыслом. Так тоже бывает. И вне этого Царства нет жизни. Вне его — мрак. Вне Царства Божьего умирающий мир, который идет к концу, к вечному страданию. Поэтому мы просим, чтобы Царство Божие пришло. Не надо вкладывать в эти слова такой смысл, будто мы хотим завтра умереть и оказаться в Царствии Божием. Нет. Это у нас не получится, туда нельзя войти не готовым. Но это Царство должно прийти и принести мир и покой в нашу мятущуюся душу, ведь там, где мир, там и Царство Божие. Оно должно прийти к нам радостью, благодатью. Об этом мы просим.

Читая молитву «Отче наш» (следующее наше прошение), мы просим, чтобы Воля Божия совершалась на земле так же, как и на небе. Мы дерзаем произносить эти слова и говорим их без горечи. Хотя обычно нам трудно смиряться с чужой волей. Детям, когда они спорят, трудно согласиться с волей другого. Даже жена с мужем, которые любят друг друга, иной раз спорят из-за какой-то ерунды. Сказать «ладно, пусть будет, как ты хочешь» — очень трудно. Из-за этого на земле начинаются войны, распадаются семьи, рушится дружба — все из-за того, что каждый хочет настоять на своем. Иногда это принцип, иногда выгода, иногда пристрастие. Очень трудно смириться с чужой волей. Но сказать Богу «да будет воля Твоя» очень легко. Потому что Его воля — это благая воля. Это воля, которая хочет не поработить нас, не лишить нас свободы, а, наоборот, дать нам свободу. Потому что только в Боге, в Его воле, мы обретаем свободу. Эта воля благая и совершенная. И конечно, нужно искать эту волю. Если мы не стараемся узнать волю Божию, тогда мы зря говорим эти слова, они оказываются для нас пустыми и фальшивыми.


Три личных прошения

Только после того, как мы просили о том, чтобы святилось Имя Божие, после того, как мы просили о пришествии Царствия Божьего и о том, чтобы была Воля Божия, — только после этого мы просим о наших житейских нуждах. Господь хотя и говорит о том, что знает нашу нужду, но все-таки, как мы видим, заповедует нам просить о насущном хлебе на каждый день. Есть разные толкования этих слов. «Хлеб насущный» может означать все потребное для жизни — крышу над головой, одежду, воду, все необходимое, чтобы прожить сегодняшний день. Причем обратите внимание — именно сегодняшний день, а не до старости безбедно и спокойно. Мы просим не сверхнеобходимое, а необходимое. Эти слова должны нас устыдить и напомнить о том, что здесь на земле нельзя жить роскошно. Чем роскошнее ты живешь на земле, тем больше вероятность того, что ты будешь лишен небесной радости, как произошло с богатым человеком в притче о богаче и Лазаре. Помните? Он был ввержен в геенну огненную. На земле он жил роскошно, он имел не только необходимое, но и многое сверх этого. Эти слова молитвы должны напоминать нам, как нужно жить. Они должны не только помочь нам научиться просить чего-то у Бога, но и подсказать, как строить свою жизнь. Есть еще такое толкование, что «хлеб насущный» — это Причастие Святых Христовых Тайн. То есть мы просим Бога, чтобы нам был дан этот дар, без которого мы не можем жить. Господь отвечал дьяволу словами из Священного Писания — «не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». То есть хлебом для нас являются и слова Священного Писания, которые питают наше сердце.

Следующее прошение тоже очень важно — мы просим у Бога простить нам грехи, так же, как и мы прощаем нашим должникам. Я часто сталкиваюсь на исповеди с людьми, которые не могут кого-то простить. В житиях я встречал рассказ о том, как один святитель остановил службу и не разрешил человеку петь эти слова из «Отче наш», потому что тот не прощал своему должнику. А другому человеку, который тоже не хотел прощать своего ближнего, святой сказал, чтобы он не читал эти слова в «Отче наш» — пропускал бы их, если не может простить. Ведь как он может надеяться на прощение своих грехов, если не прощает другому? Нас эти слова должны устыдить, мы должны бояться не простить людям то, что они нам должны. Бояться не простить тем, кто взял в долг и не отдает, бояться не простить своим детям, которые, как нам кажется, нам должны — ведь мы их воспитывали, а они не заботятся теперь о нас. Но мы обязательно должны простить им это, если хотим получить прощение от Бога. А у нас у всех долг перед Богом неоплатный. Оплатить его никто из нас не может. Вы же помните причту о должнике, который был должен сто тысяч талантов. Когда ему был прощен его большой долг, он стал требовать со своего должника сто динариев — мизерную сумму — и не хотел ему простить. Тогда с него был взыскан весь тот огромный долг, который раньше был ему прощен. Так и наши огромные долги перед Богом, наши грехи, которые Бог нам простил, могут быть снова взысканы с нас, если мы не будем прощать все маленькие и кажущиеся большими долги других людей.

В конце мы просим у Бога, чтобы Он не ввел нас во искушение. Здесь имеются в виду испытания, которые выше наших сил. Конечно, Бог нас никогда и не вводит в испытания, которые выше наших сил. В эти испытания нас вводит наша гордость. Когда мы так говорим, мы не просим Бога не делать того, что Он не сделает ни в коем случае, но мы напоминаем себе, что по нашей гордости можем взять на себя больше, чем способны понести, и тогда, потеряв смирение, рискуем войти в какое-то тяжелое и страшное искушение. Иногда Бог допускает искушение из педагогических целей, желая нас чему-то научить. Мы просим здесь, чтобы те скорби, которые должны быть в нашей жизни (а без скорбей нельзя приобрести страх Божий, нельзя научиться смирению), чтобы они все-таки были посильны нам и чтобы Господь избавил нас от власти дьявола, избавил нас от его сетей, которые, как вы знаете, разбросаны по лицу земли. Когда преподобный Антоний увидел эти сети, он сказал Богу: «Кто же может спастись?!» И был ему ответ, что к смиренному человеку эти сети даже не прикасаются. Так что в этих словах для нас есть напоминание о том, что избавиться от лукавого, от его сетей можно только смирением. А смирение заключается в том, чтобы всегда молиться Богу, чтобы всегда просить Его помощи. В Евангелии молитва «Отче наш» заканчивается славословием: «Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь». В современной практике этими словами молитву заканчивает священник, если мы читаем ее в храме.

К сожалению, в наше время очень часто люди молятся формально, механически. Но мы должны не просто повторять слова молитвы «Отче наш», как это делают дети, а вдумываться каждый раз в их смысл. Не стоит успокаиваться, прочитав эту статью. Обязательно нужно читать толкования святых, спрашивать других людей, как они молятся этой молитвой. Какие смыслы они вкладывают в эти слова, о чем они просят. Потому что молитва — это не произнесение вслух или про себя древних магических формул, тайных волшебных звукосочетаний. Молитва — это обращение ума и сердца к Богу с помощью слов, имеющих глубочайший смысл, который должен быть осознан и прочувствован молящимся. «Отче наш» — это не только одно из важнейших молитвословий, употребляемых Церковью. Это данный Самим Богом совершенный образец правильного молитвенного устроения души, это выраженная в емких словах заповеданная Христом система жизненных приоритетов.


О ЕВАНГЕЛИИ
Что такое Евангелие и где его можно прочитать
Евангелие (с греческого - "добрая" или "благая весть") о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом, записана четырьмя Его учениками, апостолами, в разное время в различных обстоятельствах. Поэтому Евангелие состоит из четырёх небольших книг, которые так и называются: "Евангелие от Матфея", "Евангелие от Марка", "Евангелие от Луки" и "Евангелие от Иоанна".

Это центральная и важнейшая для нас часть Библии. Но кроме Евангелия в состав Библии входят некоторые послания святых апостолов верующим, описание их деяний в первые года после распятия, Воскресения и Вознесения на Небо Иисуса Христа, а также священные книги Ветхого Завета (возвещающие о Христе, но написанные до Рождества Христова).

С текстом Евангелия и всех книг Священного Писания Вы можете ознакомиться, например, на сайте days.pravoslavie.ru
Через Евангелие можно понять смысл событий
Наше сознание сформировалось в безбожном мире, который не знает Христа. Наши понятия часто не соответствуют истине. Это неправильное сознание нужно менять. Есть такая книга — «Евангелие», хранение слов которой в сердце помогает изменить себя внутри, изменить сознание.

Евангелие — трудная книга для понимания, ведь это рассказ о Царствии Небесном, он не может быть простым. Но мы с вами должны возвыситься до Евангелия. Тогда мы поймем смысл происходящих с нами событий, узнаем ответ на многие наши вопросы. Через Евангелие Господь нам отвечает. Читая Евангелие, вы можете найти слова, которые перевернут ваше сознание, которые коснуться вашего сердца, помогут понять, как вам жить, поддержат вас в трудную минуту, дадут удивительную радость.

Вне понятий Евангелия очень трудно быть счастливым на Земле. Не только когда у тебя ребенок-инвалид, но и когда у тебя всё хорошо. Я знаю очень много богатых успешных людей, которые приходят ко мне и говорят: «Что-то мне тяжело…» Потому что на самом деле человека спасает не здоровье его тела, не благополучие его жизни, а соединение с Богом.
Made on
Tilda