ЗАЧЕМ НУЖНА ЦЕРКОВЬ?

Церковь хранит веру в истинного Бога. Она эту веру никому не навязывает, но предлагает всем желающим убедиться в ее истинности, познакомиться с тем, во что верили и верят православные христиане.
Что такое Церковь?
епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон
Прежде чем ответить на вопрос «Зачем нужна Церковь», нужно подумать, а что мы имеем в виду под словом «Церковь», что это такое - Церковь?

Есть разные определения Церкви. Церковь – это Тело Христово. Боюсь, что для многих эти слова останутся загадкой. Церковь – это сообщество людей с Богом, объединённое одной верой, церковными таинствами, священноначалием и жизнью. Так еще говорят о Церкви. Церковь – это семья, состоящая из людей, которые верят во Христа, которые объединены Отцом небесным. Некоторые думают, что Церковь – это организация, но это уж совсем неправильно.
Церковь – это школа, где мы учимся святости
Мне кажется, чтобы лучше понять, что такое Церковь, и чтобы меньше возникало вопросов, нужно знать, что Церковь – это сообщество людей, которые ориентируются на святых, следуют за святыми. Церковь – это Церковь святых, и каждый из нас причастен к Церкви в той степени, в какой он сумел отдать себя на освящение Богу.
Мы не можем сами стать святыми, но мы можем сделать так, чтобы Бог нас освятил...
далее...
Мы можем плакать о наших грехах, и Бог в ответ на наш плач сделает нас немножко лучше, чем мы были. Мы можем с усилием над собой сделать какое-то доброе дело, и в ответ Бог осветит нас. Мы можем насильно для себя любить других. Тогда, конечно, Бог в ответ приобщит нас к своей Церкви. Мы можем стараться, пусть с трудом, пусть с усилием, пусть сжав зубы, но стараться подражать святым, и тогда Господь приобщит нас тоже к Церкви. Вот что такое Церковь.

«Как же так? Где нам такую Церковь найти? – спросите Вы. – Я прихожу в храм, а там у батюшки недостатки, за ящиком деньги считают». Наверное, не стоит дальше перечисляется всё то плохое, что можно увидеть здесь на земле, в наших земных храмах. Конечно, это есть. Конечно, много неисправного, много плохого. Но Церковь – это же училище, это школа, где мы с вами учимся этой самой святости. И если вы учитесь в классе, вы же не будете обращать внимание на ученика, которого посадили на заднюю парту, и который там хулиганит, плохо себя ведет, которому ставят двойки, вызывают родители в школу постоянно. Вы же, если хотите научиться, будете слушаться учителя и слушать тех учеников, которые учатся хорошо. Вот это есть святые.

Например, в нашем Восточном округе г. Москвы (Восточном викариатстве) очень много хороших «школ», замечательных «директоров», прекрасных «учителей». Надо искать такую «школу», где бы вас учили хорошему, а не плохому.

Иногда бывает, что человек не понимает того, что ему говорит учитель. Бывает очень высокий уровень учителя. Надо поискать того, кто объяснял бы тебе это понятнее. И на том языке, на котором ты можешь это воспринимать. Если ты учишься в русской школе и владеешь русским языком, для тебя, конечно, это очень хорошо, но в английской школе вряд ли ты сразу сможешь учиться также. Надо найти тех людей, которые говорят с тобой на одном языке.

Сейчас наше общество очень раздроблено, и оно делится не на сословия, а на индивидуумов. У каждого своя культура, у каждого свой язык, у каждого свои привычки. Есть некие объединения, но чаще всего это объединения по плохим признакам, а не по хорошим. И надо самому найти ту «школу», где для тебя будут примером другие прихожане, священник, который будет тебя учить.

Это не значит, конечно, что здесь на земле ты найдешь общину, где только святые. Говорят, на Афоне есть такое общество святых подвижников, которые никем не видимы. И они живут здесь на земле, и когда кто-то из них умирает, они к себе приглашают кого-то еще из монахов афонских монастырей. Но они невидимы никем, и вряд ли мы попадем в эту общину.

А здесь, приходя в любой приходской храм, вы увидите хороших людей и плохих – и таких же как вы грешников, и людей, которым вы в подметки не годитесь. Вы найдете священников, у которых есть слабости, а найдете священников, которые своим смирением покрывают удивительные добродетели, которые у них есть. Надо поискать и найти тот «класс» и ту «школу», где бы вы могли научиться доброму.
Священник Пётр Иванов:

«...Наверное, если бы мы могли усилием воли никогда не грешить, то может быть Церковь была бы не нужна.
С древних времён люди пытались понять, как стать лучше, как достигнуть гармонии, примирения с окружающим миром, с людьми, с самим собой. Но у них ничего не получалось.
А в Церкви человек может этого достигнуть...
»
Священник Пётр Иванов «Церковь создана для помощи людям»
Узнать как встретиться и лично пообщаться с о.Петром Вы можете здесь.
Зачем нужна Церковь и Таинства?
Замечательное объяснение святителя Феофана Затворника, зачем нужна Церковь и Таинства, имеющие внешнюю форму, и почему не правы те, кто считает, что достаточным верить только в душе.

«Говорила кровоточивая: "если только прикоснусь к одежде Его (Господа), выздоровею" (Евангелие от Матфея 9, 21), – и получила по вере своей. Для нас, чувственных, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную силу. Господь так и устроил. Церковь Его Святая имеет видимое устроение. Разнообразные части ее обнимают нас и мы соприкасаемся им. Сила Божия, находящаяся внутри Церкви, приемлется чрез такое прикосновение, у кого есть приемник – вера, говорящая: "Если только прикоснусь... выздоровею". Церковь – тело и риза Господня. Виднейшие части, к которым прикасаемся мы, Божественные Таинства, и особенно, по Крещении и Миропомазании, Таинство Тела и Крови Господней, в союзе с Таинством Покаяния. Но и во всех других частях соприкосновение с верою может привлекать необходимую силу от Господа, Который везде есть и всякого так действующего видит, и в сердце его говорит ему: "дерзай, чадо!" Вольнодумцы, неблаговолители к внешнему чину Церкви, сами себя лишают, таким образом, возможности войти в соприкосновение и с внутреннею, божественною, всеоживляющею силою. Потому остаются больными и течением суетных мыслей и чувств истощаются, сохнут духовно и замирают».

Разве не самое главное, чтобы Бог был в душе человека?
протоиерей Валериан Кречетов

Бог в душе – это главное. Бог должен быть в душе человека. Но, увы, в душе большей частью бывает не Бог, а множество всего другого: наши страсти, наша недоброта, зависть, и прочее.

Если у человека Бог в душе, это означает, что он полностью исполнил заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лук.10,27).
Относительно распространенного выражения, что «главное чтобы Бог был в душе», можно еще сказать, что для полноты жизни одного главного мало, нужно чтобы было все остальное. В теле, например, главное, – голова и туловище. Рука не главное, но без руки не очень удобно. И без рук, без ног человек живет, вернее, существует. Поэтому когда душу и церковную жизнь делят на главное и не главное, то исчезает полнота жизни духовной.

Также, когда говорят, что Церковь – это пережиток, возникает вопрос, а откуда люди вообще о вере знают? Кто хранит знание о вере, от кого мы о вере и о Боге, пусть и в душе, знаем? Церковь хранит и передает это знание. В Церкви все сокровища духовной жизни. Поэтому когда говорят, что можно верить без Церкви, то получаются суеверия, когда человек чувствует что-то, а что конкретно, не может разобраться. Я уже не говорю о том, что жизни духовной без благодати Божьей не может быть, чтобы стяжать Бога в душе, надо очень к этому стремится, очень много труда приложить, а церковная жизнь, таинства помогаю в этом деле.

Господь после себя оставил Церковь в лице апостолов, священства, Священного Писания, таинств. Если Господь все это оставил, значит, все это нужно. Один молодой человек как-то сказал своей бабушке: «Какая разница, что я ем, это не важно – поститься, не поститься». Она ему отвечает: «Сам Господь постился, а ты говоришь – "не важно"». Как я потом понял, более убедительного довода не потребовалось.

В каждой области существует преемство, опыт, багаж знаний. В любых областях человек не становится самоучкой. Хочет ли он стать плотником или печником, он пользуется опытом других. В духовной же области люди, бывает, считают, что можно отбросить весь накопленный опыт и все с нуля постичь самому. Это, кстати, относится и к сектантам, которые не полностью, но частично отбрасывают духовный опыт, в частности святых отцов, и ставят вместо них себя.

В современном мире есть какое-то убеждение, что мы сейчас самые умные, а предыдущие поколения были отсталые, недалекие. Причина этого явления проста до примитивности. Есть такое выражение – будут тебя называть свиньей, захрюкаешь. Это пошло с тех пор как людям стали внушать, и до сих пор активно внушают в школах, что они произошли от обезьяны, а не сотворены Богом (Подробнее об этом см. «Эволюция человека из обезьяны, точнее: как ее не было» – прим. ред.). Эта обезьянья гипотеза направлена против почитания старших и против признания опыта старших поколений, мол, они же глупые были, недоразвитые.

На самом деле все было наоборот, и об этом прекрасно говорит святитель Николай Велимирович: «Первые люди не много еще знали, но все понимали, потом стали знать больше, но понимать меньше, а последние будут, может быть, много знать, но ничего не понимать». Об этом же сказал Аристотель в свое время: «Множество знаний еще не предполагает наличия ума».

Существует распространенное убеждение, что после смерти участь человека будет определяться не тем, какие религии он исповедовал или не исповедовал никаких, а тем, насколько приличным человеком он был в жизни, т.е. балансом его добрых и злых дел, при том, что добрым человеком может быть и неверующий.

Здесь надо не путать две вещи: вера – это одно, а жизнь – это несколько другое. Среди тех, кто признает Бога и догматы, т.е. верующих, достаточно тех, кто в разной мере поступает так, как учит вера: кто-то делает дела по вере, кто-то – нет. У апостолов есть такое выражение: «и бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Человек может веровать, но не поступать по вере. Это в каждом вероисповедании присутствует. Поэтому сказано, что во всяком народе творящий правду приятен Богу. А о том, как Господь судить будет, сказал, по-моему, старец Силуан: тот, кто веровал, исповедовал и жил по вере, тот получит награду, а тот, кто просто не знал, но старался жить по совести, может быть помилован, но той славы не получит.

Но это суд Божий, не нашего ума дело. Мы только верим твердо – у Бога несправедливости быть не может.

Для многих препятствием для воцерковления является то, что реальная жизнь православных сильно расходится с теми идеалами, которые мы исповедуем. А обвинения священников в наличии иномарок стало уже притчей во языцех среди большинства населения, далекого от Церкви. Многих смущают дорогие мобильные телефоны батюшек или общение с «сильными мира сего». Что здесь можно сказать?

Предположим, вы пришли в больницу, а вас там обругали. И что, вы больше не будете ходить в больницу? Медицина-то не виновата.

Возьмем, для примера, органы охраны общественного порядка. Вы попадите к некоторым из них в лапы – положат наркотик в карман и отмывайся, плати деньги или сажаем. Это же не значит, что такие структуры вообще не нужны. Такая жизнь стала. Раньше этого не было, ну так ведь люди были другие, везде были люди другие, не только в Церкви, и сейчас смущающее поведение – своего рода признак и результат жизни в нашем времени.

В приведенных примерах внимание обращено не на сущность, а на людей. Переход же на личности – это признак слабости позиции. Да, часто говорят: «А вот такой-то …». Ну и что из этого следует? Рядом с Самим Сыном Божиим находился Иуда, который все видел, но отпал от Христа. Так что, теперь на него равняться, что ли?

– Многим тяжело войти в жизнь Церкви не по рациональным причинам, а из-за необъяснимого и сильного отторжения всего церковного, как говорили в советское время – «культового». Приведу такой пример. Внучка предлагает 80-летней бабушке сходить на исповедь, а та в ответ начинает кричать и чуть ли не плакать, что совершенно для нее не свойственно. При этом объяснить такую свою странную реакцию она не может. Чем это объясняется и можно ли это преодолеть?

– Существует мир невидимый, который совершенно реально действует на каждого человека и тогда действительно человек сам не может объяснить причину такой своей неприязни. Как, например, объяснить, что человек не в духе? Это и есть воздействие нечистой силы. Об этом преподобный Серафим говорил: «В духе ли ты?» Или вдохновение, что это такое? Откуда этот подъем? Пушкин говорил:
«Когда Божественный глагол до уха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется как пробудившийся орел».


– Неверующие, вероятно, объяснят этот подъем биологическими процессами в организме?

– Дело в том, что нервная система и духовность отличаются, как, например, ум и мозг. Мозг – это инструмент ума, так же, как нервная система – это инструмент, на который воздействует дух.

Скажите, можно ли с настроением бороться?

– Можно, хотя тяжело… То есть Вы имеете в виду, что если силой воли можно преодолеть это состояние, то оно не из категории физических, поскольку, например, боль силой воли не угасить?

– Совершенно верно. Мало того, это состояние лечится. Молитвой.

Есть такой театр, который называется «театр одного актера», а наш мир – это театр одного суфлера. Этот суфлер – дьявол. Люди же только прислушиваются к нему и выдают его реплики и поступки, считая их своими.

– Батюшка, а как можно объяснить, что люди, далекие от Церкви, если и допускают существование Бога, который якобы у них в душе, существование сатаны отрицают начисто – так, что даже говорить об этом серьезно невозможно.

– Кто-то из святых отцов писал, что самым главным достижением дьявола является то, чтобы люди думали, что его нет. Он сталкивает людей, но они не видят этого, как собака, которая грызет палку, а не руку, которая ее держит. Человек часто говорит как марионетка. Он говорит, например: «Я не говорил такого». В этом есть часть правды в том смысле, что ему мысль пришла, он тут же ее выдал, это не его мысль была. Говорят – мне пришла мысль. А если приходит, то откуда-то, она не может приходить из неоткуда. В состоянии раздражения мысль влетает и вылетает тут же. Также очень явно это стороннее воздействие проявляется во время молитвы.
Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире

– Некоторые люди считают, что вера – это какой-то сорт суеверия. В чем отличие веры от суеверия?

– Говорят, что сначала в России было язычество, а потом христианство. Совершенно верное утверждение, но только с той оговоркой, что язычество не только раньше у нас было. Оно и до сих пор есть. Например, ставить рюмку водки на поминках – это чистейшее примитивное язычество. Или переживать по поводу того, что кошка дорогу перебежала и верить в подобные приметы. Есть истинная вера, а есть суеверие.

Суеверие от истинной веры отличается тем, что суеверие – это попытка падшим человеческим рассудком постигнуть промысел Божий. Происходят же эти попытки потому, что человек, сам того не осознавая, понимает, что в мире все просто так не происходит, все не случайно. В свое время Паскаль сказал: «Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире». В Евангелии по этому поводу сказано, что и волос не упадет с головы без воли Божией. Осознание того, что все в мире связано и что существуют некие предупреждения, при непонимании их источника и приводит к суевериям.

А предупреждения действительно есть. Буквально вчера я слышал рассказ, как во время войны один человек услышал голос: «Уходи отсюда». Тогда он говорит товарищу: «Уйдем отсюда». Тот отказывается, первый уходит и в это место тут же падает снаряд. Вот пример того, как человек прислушался к голосу ангела-хранителя. А тот, кто признает ангела-хранителя, тот пытается понять, что происходит во внешнем мире.

Иногда ангелов видят животные. Классический пример дает Библия, когда Валаам ехал на ослице …«И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу … И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; и ослица, увидев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою» (Числ. Гл. 22).



В основе духовных вещей лежит духовный разум, а духовный разум обнимает все, мирской же разум – только видимое, поэтому он – как надводная часть айсберга. Подводная же часть айсберга для многих просто не существует. В земной жизни мы можем видеть только внешние события, но причины их лежат глубже, и по каким-то осколкам люди пытаются понять эти взаимосвязи, что иногда приводит к суевериям.

– Не является ли тогда преодоление жизненных препятствий сопротивлением ангелу-хранителю?

– Самое главное – стараться узнать волю Божию. Препятствия бывают двух порядков: или Господь отводит, или враг мешает. Чтобы определить Божью волю, нужен духовный опыт, время. Так один батюшка однажды хотел бросить жребий для того, чтобы определить, так или так поступить по Божьей воле. А потом задумался о том, что, может, у Бога есть и третий вариант, помимо тех двух, которые он Ему предлагает.

Беседовала Наталья Смирнова

Отец Валериан Кречетов родился в семье прот. Михаила Кречетова, претерпевшего гонения за веру и прошедшего через лагеря в г. Кеми и на Соловках. Почти сорок, лет являясь для духовенства и мирян примером ревности и стойкости духа, несет нелегкий крест жертвенного пастырского служения. Имеет ряд церковных наград. Автор множества статей и проповедей. Глава большой многодетной семьи.


Один из сыновей о. Валериана - священник Тихон Кречетов служит в Марфо-Мариинской Обители милосердия (ул. Большая Ордынка, 34), куда мы приглашаем всех желающих.

О.Тихон готов побеседовать с Вами или принять исповедь каждое воскресенье после вечерней службы, с 18.00
Made on
Tilda